Лаковая миниатюра

Ответить
Аватара пользователя
Tamaravvo
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 15:08

Лаковая миниатюра

Сообщение Tamaravvo »

Решила сюда бросить материалы по изготовлению лаковой миниатюры. Не так уж много у меня их накопилось, но есть кое-что, отрытое на просторах инета. Вы спросите: почему сюда, почему в декупаж, а не в роспись или какой иной художественный раздел?
Я думаю, в этих материалах много полезного именно для нас - декупажниц: использование лаков и красок, как отшлифовать изделие, каким лаком покрыть, как тонировать и т.д. Действительного, много интересного и полезного.
Реклама
Аватара пользователя
Tamaravvo
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 15:08

Re: Лаковая миниатюра

Сообщение Tamaravvo »

Технология изготовления шкатулок - Палех

Раскраивается картон для изготовления папье-маше. Слои картона склеиваются мучным клеем, боковые стороны будущих шкатулок изготавливаются путем навертывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки. Затем полученная масса спрессовывается и просушивается в темном помещении около двух недель. После этого заготовки пропитываются льняным маслом и снова сушатся. Когда заготовки из папье-маше готовы столяр их обтачивает, чтобы придать необходимую форму. Затем на уже сформированные шкатулки наносится слой шпатлевки, сделанной из красной глины, сажи и масла, после формы полируют. На поверхность шкатулки наносят черный лак, а внутри покрывают красной эмалью. Чтобы поверхность стала идеально гладкой, на форму наносят несколько слоев лака 4С и просушивают в печи, после нанесения каждого слоя лака.

Изображение

Когда формы шкатулок готовы их передают в работу художникам. С древних времен художники Палеха использовали темперные краски, разведенные с яичной эмульсией. Для приготовления красок художник берет яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладет желток обратно в скорлупу и смешивает с водой, добавляя несколько капель уксуса. Все это аккуратно перемешивается, а затем, тщательно растирается с сухой темперой.
Изображение

Затем художник берет форму шкатулки и обрабатывает поверхность порошком пемзы, чтобы легче наносились краски.
Изображение

Перед нанесением рисунка, художник разрабатывает сюжет на бумаге и уже затем, переносит рисунок на кальку или другую прозрачную бумагу. Эту заготовку кладут на поверхность шкатулки и обводят специальным приспособлением с тупой иглой, чтобы основные черты незаметно остались на поверхности шкатулки. По этому эскизу будет наноситься рисунок.
Изображение Изображение

Затем художник прорисовывает основные контуры белилами, там, где предполагаются более светлые цвета – белил наносят больше. Вообще белила так же играют роль своеобразной грунтовки поверхности.
Изображение

После того, как белила нанесены, художник расписывает шкатулку приготовленными темперными красками.

Затем наносится узор из твореного золота. Твореное золото делается из тонкого листа, растертого с гуммиарабиком. Здесь деликатность работы состоит в том, чтобы не добавить гуммиарабика слишком много, тогда золото будет очень густым и его сложно будет нанести тонкой кисточкой. Если же гуммиарабика добавить мало, то тогда золото будет жидким и может растечься по поверхности. Художники Холуя, обычно сначала выполняют сложный узор по краям шкатулки, а затем уже вписывают в него основной рисунок.

Изображение

После того как шкатулка расписана, ее полируют, сушат в специальном шкафу. После этого, чтобы лак приобрел зеркальный блеск, шкатулки обычно полируют пастой Гойя.
Изображение Изображение

Источник материала
Аватара пользователя
Tamaravvo
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 15:08

Re: Лаковая миниатюра

Сообщение Tamaravvo »

Изготовление лаковой миниатюры самостоятельно

Изображение

Лаковую миниатюру вполне можно изготовить в домашних условиях.
Речь в данном случае не идет о настоящей лаковой росписи, о лаковой миниатюре в классическом понятии.
Художественную роспись можно заменить цветной репродукцией или открыткой, которые наклеиваются на шкатулку, декоративную тарелку, поднос, брошку и т. д., поверхность которых потом лакируется.
Главное — овладеть техникой лакирования, что вовсе не так уж и сложно. Внешне такая работа почти не отличается от настоящей лаковой росписи.

Для выполнения работы понадобятся следующие материалы и инструменты: кисти, клей, лак, растворители, наждачная бумага. А также иллюстрация, которая будет наклеиваться.
Важно помнить, что рисунок на ней должен быть односторонним, его оборотная сторона должна оставаться чистой. Иначе при наклеивании и нанесении лака изображение с обратной стороны может проступить на лицевую сторону, и работа испортится.

Иллюстрацию можно наклеивать целиком или составить изображение из отдельных фрагментов. Фон основания может быть любого цвета. Но если картинка составляется из отдельных частей или по размеру меньше основания, то лучше, если фон будет черный.

Наклеивать картинку можно на основу из любого материала: дерева, металла, керамики, пластмассы или
папье-маше.
Для этого используют клеи БФ:2, Н-88 или ПВА. Именно эти клеи не взаимодействуют с большинством мебельных лаков и не растворяются в них.
Если использовать другой клей, бумага может отклеиться, на ней могут образоваться пузыри, может измениться окраска рисунка.

Прежде чем наклеивать иллюстрацию, тонируют фон основания. Это можно сделать цветным цапонлаком или обычным целлулоидным лаком.
Цапонлак можно использовать различных цветов: черный (№955), красный (№956), зеленый (№959), фиолетовый (№963), синий (№964).

Вместо цапонлака можно использовать спиртовой лак с растворенным в нем красителем. Цвет лака выбирают в зависимости от того, на каком фоне картинка эффектнее выглядит.

Если для лаковой миниатюры используют деревянное основание, его нужно предварительно пропитать олифой. Это не только сэкономит лак, но и даст более равномерное покрытие.
Следующим важным этапом работы является наклеивание иллюстрации. Наклеивать ее нужно так, чтобы между основанием и бумагой не образовалась воздушная прослойка, а иллюстрация полностью прилегала к поверхности.

Если основание выпуклое или вогнутое, картинку нужно предварительно смочить водой, плотно прижать к поверхности и в таком состоянии высушить.
Если основание и картинка приблизительно одного размера, то впоследствии достаточно будет закрасить и залакировать торцы будущего изделия так, чтобы не были заметны края наклеенной иллюстрации.
Если картинка меньше основания, то потребуется лакировка в несколько слоев, чтобы скрыть уступ между бумагой и основанием изделия.

Когда картинка будет приклеена к основанию и хорошо просушена, заготовку кладут на горизонтальную поверхность и приступают к заливке лаком.
Для этого применяют нитроцеллюлозные мебельные лаки НЦ-222 или НЦ-228.

Изделие располагают на деревянной подставке, немного меньшей его основания, чтобы изделие не приклеилось к столу стекающим лаком.
Первый слой лака наносят мягкой кистью легкими и быстрыми мазками. Чтобы лаковый слой получился очень тонким и высох быстро, не успев изменить цвета иллюстрации, на кисть следует набирать как можно меньше лака.

Чтобы не повредить красочный слой иллюстрации, нельзя проводить кистью несколько раз по одному и тому же месту. Если удается нанести первый слой лака ровно, и он хорошо просохнет, не изменив цвета иллюстрации, можно не опасаться, что при нанесении последующих слоев лака изображение расплывется или поменяет окраску.

Следует учесть еще одну особенность техники лакирования
Если работать даже очень мягкой кистью, на поверхности изделия все равно образуются мельчайшие пузырьки воздуха. Поэтому чтобы лакированная поверхность была абсолютно ровной и зеркальной, ее лакируют не кистью, а заливают лаком.
Делают это следующим образом: на центр изделия наливают небольшое количество лака, а затем мягкой кистью разгоняют его по краям.

Разравнивая лак, необходимо следить, чтобы толщина слоя была не меньше 1—1,5 мм по всей поверхности. Для этого понемногу в центр изображения добавляют новые порции лака. Мебельный лак густеет и высыхает довольно быстро.
Образовавшиеся потеки можно зачистить мелкой наждачной бумагой и залить следующим слоем лака.

Обычно толстый слой лака застывает и высыхает, образовывая ровную глянцевую пленку. Но если нужно добиться зеркальной поверхности, то через 3—4 дня после полного отвердения лака изделие можно отполировать пастой ГОЙ №290 (светло-зеленого цвета).
Для полировки можно также использовать зубную пасту, в состав которой входит диоксид кремния.

Изображение

Если вы хотите стилизовать лаковую миниатюру «под старину», то верхние слои заливают не бесцветным лаком, а используют лак с коричневатым оттенком.
Для этого в нитролак добавляют немного асфальтобитумного черного лака.
При этом можно добиться разных оттенков — от светло-коричневого до темно-коричневого.

Можно получить интересное покрытие, если вначале изображение залить светлым лаком, дать ему хорошо просохнуть, а затем кистью нанести на него ровный тонкий слой черного асфальтобитумного или темно-коричневого мебельного лака. Лак должен немного загустеть (при прикосновении пальцем должен оставаться довольно отчетливый след, но лак уже не должен липнуть).

Затем в центр изображения наливают светлый лак и, размывая им черный, разгоняют его к краям мягкой кистью. Делать это надо быстро, частыми мазками кисти, подливая новые порции светлого лака. Плавность перехода от светлого тона к темному, будет зависеть от того, насколько часто кисть протирается от черного лака. Каждый последующий мазок нужно начинать с уже осветленной части.
В результате можно получить миниатюру с изображением, как бы светящимся изнутри.

Источник
Аватара пользователя
Tamaravvo
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 15:08

Re: Лаковая миниатюра

Сообщение Tamaravvo »

Немного истории
Изображение
В XVIII-XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России.
Массовое производство этих изделий началось в 1795 г., когда московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику по производству лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше. Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. На картинках обычно изображались события недавней истории- эпизоды войны 1812 года, военных действий против турок.
В 1817 г. фабрика П.Коробова перешла к его зятю П.В. Лукутину, который значительно расширил производство, открыл художественную школу для мастеров, лично занимался подбором оригиналов для живописи, что позволило на протяжении многих лет фабрике Лукутиных занимать первое место среди отечественных лаковых заведений. Через три года, в 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839г. на выставке в Петербурге- золотой медалью на Владимирской ленте.

Его сын, Александр Лукутин, был самым почитаемым владельцем фабрики. При нем сохраняется высокий профессионализм мастеров, совершенствуются технологии, изделия приобретают мировую славу. Применяются два способа лаковой многослойной росписи - "по-плотному" и "по-сквозному". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные - с прозрачными.

На вторую половину 19 в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутинских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов - таких, как "бабушкины сказки", "крестьянское семейство", "русская пляска", знаменитые тройки, чаепития.

В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.
Однако, уже в 1910 г. десять мастеров, получив под залог имущества ссуду, открыли в соседней деревне Семенищево трудовую артель объединившую многих лукутинских художников-живописцев. Революционные годы оказались очень тяжелыми в жизни промысла. Не было сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. Положение изменилось только в 1923 году, когда на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом 1 степени за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках.
В 1931 году, после более чем тридцатилетнего перерыва, по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессионально- техническая школа , где обучали мастерству письма и изготовления полуфабриката.

Изображение
Аватара пользователя
Tamaravvo
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 15:08

Re: Лаковая миниатюра

Сообщение Tamaravvo »

Немного картинок для шкатулок
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Больше смотрим ЗДЕСЬ
Аватара пользователя
Tamaravvo
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 15:08

Re: Лаковая миниатюра

Сообщение Tamaravvo »

КАК ПИШЕТСЯ МИНИАТЮРА

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Грунт
Накладываю грунт - это алюминиевый порошок, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.
На грунт с помощью кальки перевожу силуэтный рисунок.

Замалёвок
Накладываю первый слой живописи. Называется "замалёвок". В нём следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет.
Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию.
При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газовая" - вообще не сохнут .

Перемалёвок
Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.
Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова сушим. И снова покрываем лаком.

Бликовка
Последний слой - "бликовка". Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали. Сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоёв.

Готовая шкатулка
На корпусе тоже надо красоту навести. Тоненьким стальным пёрышком рисуем орнамент, подписываем имя художника и дату изготовления.
Корпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоёв) и отполировать.
Полируют обычно той же масляной краской "окисью хрома" на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности.
Cложные узлы доводятся вручную.
Шкатулка готова.

Источник
Аватара пользователя
Tamaravvo
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 15:08

Re: Лаковая миниатюра

Сообщение Tamaravvo »

Изготовление заготовки под роспись (декупаж)

Самый доступный и прочный материал для изготовления изделий под декоративную роспись — древесноволокнистая плита (ДВП). Она имеет с одной стороны гладкую поверхность, с другой — рельефную. Освоение приемов обработки ДВП целесообразно начать с изготовления простейших изделий: значков, эмблем, коробочек к записным книжкам или альбомам и т.п., выполненных в один слой.

Вначале на бумаге делают эскиз (определяют размер и форму) задуманного изделия. Этот рисунок переносят на ДВП и вырезают его ножом, стамеской или пилой (лучковой, ножовкой), лобзиком, стараясь, чтобы пропил оказался с внешней стороны намеченной линии. Кромку выполненной заготовки обрабатывают шлифовальной шкуркой до нужных размеров. Лицевой части изделия придается некоторая выпуклость, что достигается при помощи рашпиля, напильника, ножа, стамески или шлифовальной шкурки № 50, 60. Окончательно изделие зачищают более мелкой шкуркой. С обратной стороны делают ножом прорезь, которую заполняют столярным клеем, ПВА, «Моментом» или другим. Для застежки в прорезь вставляют булавку на 1/3 ее высоты. После высыхания место склейки зачищают и шпаклюют.

Если изделием являются кулон или серьги, то вырезают две одинаковые заготовки. Затем проклеивают их внутренние (рельефные) стороны, вставив между ними проволочку с колечком, и помещают под пресс. После просушки производят зачистку изделия с обеих сторон (см. рис. 1-а и б). Для изготовления настенного панно, шкатулки и других предметов украшения интерьера необходимы заготовки пластин из двух склеенных листов ДВП. Склеивают их рельефными сторонами с помощью столярного клея или ПВА. Сверху кладут груз и сушат листы в течение 2-3 часов. Склеенный лист ДВП станет исходным материалом для изготовления многих изделий.

Изображение

Настенное панно вырезают из склеенного листа ДВП и края обрабатывают так же, как у кулона.

Изготовление шкатулки — более сложное дело. Начинают работу с составления на бумаге эскиза — для определения формы и размера изделия. Форму боковых стенок, донышка, крышки переносят на склеенный лист ДВП и выпиливают или вырезают. Полученные заготовки подстругивают по кромкам, чтобы они стали ровнее и точнее по размерам.

Боковые стенки шкатулки склеивают двумя способами. Первый — внакладку. Для этого стачивают каждую кромку под углом 45° (см. рис. 1-в). Это можно сделать вручную, но точнее и быстрее — на шлифовальном круге со специальным устройством плоскостей (горизонтальной и под углом 45°), установленных на станине. Обработав таким способом все шесть деталей шкатулки, склеивают стенки кузовка и донышко. Крышка выполняется «внахлоп». Для этого на внутреннюю ее часть приклеивают еще один слой ДВП размером, равным внутреннему диаметру кузовка.

Второй способ обработки — выбор вручную прямоугольного паза на кромках стенок (см. рис. 1-г). Для этого на двух противоположных стенках шкатулки с внутренней стороны слева и справа от кромок карандашом отмечают толщину двух других стенок кузовка. По этим линиям пропиливают кромки до второго слоя ДВП (на половину толщины стенки). Отпиленный кусочек убирают стамеской. Паз тщательно обрабатывают под прямым углом. Потом его мажут клеем и плотно соединяют все четыре стенки. Проверку на прямоугольность кузовка осуществляют угольником или размером по диагонали, которые должны быть равны.

Склеенные боковые стенки сушат в течение 2-3 часов. Затем проверенное по размеру кузовка донце обрабатывают по кромкам тем же способом, что и стенки (приклеивают и просушивают под грузом). Готовое изделие зачищают шлифовальной шкуркой № 14, 16. Клей, оставшийся на швах, удаляют стамеской.

Крышку шкатулки обрабатывают по кромкам, выдерживая их прямоугольность. Верхней стороне ее при помощи стамески, напильника и шлифовальной шкурки придают выпуклую форму, как у значка или броши. На внутреннюю наклеивают пластинку из однослойной ДВП, равную внутреннему размеру кузовка шкатулки (минус допуск на слой краски или лака). Готовое зачищают шкуркой. Если в местах склеивания остались щели, то их зашпаклевывают и вновь зачищают.

Шкатулку с крышкой можно сделать на навесках (см. рис. 1-д, е). Их изготавливают из латуни. Затем на задней стенке кузовка и крышки пропиливают гнезда для навесок, вклеивают их в отверстия. В навески вставляют проволочку.

Следующими этапами выполнения изделия являются грунтовка, роспись и лачение. Вначале его покрывают любым жидким клеем, просушивают. Потом красят в желаемый цвет. Красить можно масляной, темперной, гуашевой на яичной эмульсии краской, покрывая всю поверхность 2-3 раза, последовательно просушивая каждый слой. Далее изделие снаружи и внутри покрывают (столько же раз) масляным лаком ПФ 283 (4С). Каждый слой его просушивают в течение 4 часов в сушильном шкафу при температуре 70-75 °С. Можно сушить его и при комнатной температуре, но это займет больше времени.

Источник
Аватара пользователя
Tamaravvo
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 15:08

Re: Лаковая миниатюра

Сообщение Tamaravvo »

Вот здесь можно еще раз почитать о Технологии создания лаковой миниатюры. Причем, очень-очень подробные фото. И много интересного о лакировке опять же. Плюс информация о лаках.

"Последняя операция перед росписью - на изделие снаружи и изнутри в несколько слоёв (до семи) наносится светлый лак. Ранее для этой цели использовался масляный лак, приготавливаемый палехскими мастерами по особым рецептам. В настоящее время используется лак промышленного производства марки 4С (ПФ-283).
Каждый слой просушивается в печи в течение 9 часов при температуре 90°C
."
Аватара пользователя
Tamaravvo
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 15:08

Re: Лаковая миниатюра

Сообщение Tamaravvo »

Еще интересный сайт о лаковой миниатюре, задно и куча картинок для шкатулок (обалденно красивые!)
Лаковая миниатюра
Ответить

Вернуться в «Теория и практика декупажа»