Золотное шитье

Аватара пользователя
grunja
Администратор
Администратор
Сообщения: 27625
Зарегистрирован: 03 сен 2010, 02:18

Золотное шитье

Сообщение grunja »

Золотным шитьем называется декоративно-орнаментальное шитье золотой или серебряной нитью. Под золотными работами также подразумевается любая вышивка металлическими нитями, блестками, золотым бисером.

Изображение

Золотное шитье представляет собой вышивку на шелковых тканях золотыми, реже серебряными, нитями, спряденными на шелковую или льняную основу. Древнейшие образцы золотной вышивки относятся к IV в. до н.э

Шитье "в прикреп" является одним из древних приемов вышивки узоров, первоначально при помощи накладного шнура. Шнуровая орнаментация ("шнурочная вязь"), очевидно, явилась прототипом золотного шитья. На древнем Востоке хорошо известны ковры, узоры, которых выполнены накладным шнуром.

Изображение

Техник золотного шитья существует множество. Несмотря на то, что золотное шитье пришло на Русь с Востока, именно на Руси оно обретает новую жизнь и новое дыхание. На Руси золотное шитье имело церковное предназначение и служило церкви, но постепенно оно перешло на шитье икон и украшение нарядов знати, превратившись в искусство. И главное отличие восточного золотного шитья от русского, помимо того, что Восточное золотное шитье служило бытовым целям, имело бытовое предназначение, независимо от того, кому оно предназначалось, элите или простонародью, на Руси оно использовалось в церковных целях, для церковной утвари и было предназначено для того, чтобы приближать человека к божественному и сакральному.
Реклама
Аватара пользователя
grunja
Администратор
Администратор
Сообщения: 27625
Зарегистрирован: 03 сен 2010, 02:18

Re: Золотное шитье

Сообщение grunja »

Образ, вышитый нитью. Золотное шитье – история, техника, секреты мастерства. автор: Елена Сергеевна Ильяшенко

Расскажите об истории золотного и лицевого шитья. Как раньше расшивали ткани, с какого века возникло это шитье?
Изображение
Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течение столетий поступали из Византии памятники ее искусства. Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.

С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим издревле орнаментальным шитьем стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитье. Содержанием произведений лицевого шитья являлись библейские и евангельские сюжеты, а также лики святых и сцены их житий. Предметами лицевого и золотного шитья были плащаницы, покровы на гробницы святых, подвесные пелены, хоругви, воздухи и судари, завесы царских врат, походные и домашние иконостасы, облачения духовенства.

Дошедшие до нас памятники лицевого шитья, выполненные русскими мастерицами, являются произведениями высокой культуры, в которых сочетались талант художника и тонкий вкус, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц. «Живопись иглой» - так назвал это искусство один из его исследователей.

Лицевое шитье, возникнув внутри византийского региона, на Руси вобрало в себя и богатые традиции славянской культуры языческой поры с ее радостным, красочным звучанием, привнесло свое самобытное, напоенное национальным звучанием слово.

Рисунок для вышивки обычно делали художники – иконописцы. На Руси XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами. В Греции, на Афоне и в др. центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины. На Руси – только женщины. Фоном для вышивки служили однотонные ткани – камка, тафта, шелк, атлас, - под которые для крепости подкладывали холст или хлопчатобумажное полотно. Личное* (обнаженные части тела и лик) шили на проем гладьевыми швами (атласным и в раскол). Серебряные и позолоченные (золотные) нити были: пряденые, волоченые, сканые. Ими шили «на проем» (в раннее время), но чаще – «в прикреп», иногда по настилу из толстых льняных или х/б нитей, и пришивали цветными шелками, создающими при этом разнообразные швы и узоры.

Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. Во главе такой мастерской стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся «штат» мастерской, иногда насчитывающий до 100 мастериц. В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки.

Мастерицы специально обучались художественному шитью, их труд ценился высоко. Недаром Иван Грозный забирал в дворцовые светлицы искусных вышивальщиц у опальных или казненных им бояр. А в одной из повестей XVII в. рассказывается, что окольничий Василий Волынский, человек недалекого ума, получил в управление Посольский приказ не только благодаря угодничеству и лицемерию, но и высокому искусству вышивальщиц своей супруги.

Изображение

Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).

Памятников русского шитья XII-XIV вв. известно сравнительно немного. В музеях Москвы, Чернигова, Киева хранятся интересные фрагменты женских одежд и головных уборов, найденные при археологических раскопках. Красотой травных узоров отличаются поручи Варлаама Хутынского – сохранившийся памятник лицевого и орнаментального шитья XII в. Известны также Пелена запрестольная и Распятие с предстоящими, относящиеся к новгородскому шитью последней четверти XII в. Эти памятники имеют утраты древнего фона и шитья в личном и золотном шитье.

Памятники шитья середины – второй половины XIII в. неизвестны. Опустошительное вторжение татар на русские земли нанесло непоправимый ущерб развитию культуры и искусства. Незначителен вещевой материал и XIV в. Представление о них дают лишь несколько уцелевших памятников. Это облачения первых московских митрополитов Петра и Алексея – саккосы, епитрахили, поручи. Наиболее ранним из них является саккос митрополита Петра 1322 г. Сшитый из лазоревого византийского атласа с золотыми ткаными крестами, он по зарукавью и оплечью украшен дробницами, обнизанными жемчугом. Интересен саккос митрополита Алексея, выполненный в 1364 г. с использованием дробниц, жемчуга, изображением птиц и древа жизни. Как и в произведениях XII в., наблюдается переплетение христианских символов с языческими: изображения христианских святых на дробницах в окружении языческих идеограмм.

В XV в. большого расцвета достигло шитье разноцветными шелками («живопись иглой»), например, икона Дмитрия Солунского вышитая на малиновой тафте, напоминает икону А. Рублева. Фигура полна грации, хрупкости. Для большинства древнерусских памятников шитья XV в. при их необыкновенной живописности характерны локальные цвета шелков, иногда в довольно смелых сочетаниях. В этих традициях была вышита пелена с изображением Смоленской иконы Божией Матери, 1465 г. в мастерской великой княгини Марии Борисовны (собрание Московского Кремля). Гармонична по цветовому решению, композиции и искусному исполнению многофигурная пелена «Церковная процессия», 1498 г., созданная в великокняжеской мастерской Елены Волошанки.

Шитье начала – середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Большую художественную ценность второй половины XVI в. представляют собой работы мастерской удельной княгини Евфросинии Старицкой, являющие высокое мастерство вышивальщиц и художников - знаменщиков. Плащаницы работы этой мастерской отличает монументальность, многофигурность, деталировка, красочность, выражение человеческих переживаний.

В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор – волосник – из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это – вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок – «древо жизни» - со стоящими по бока «инрогами». Ниже – узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.

Нередко мотив для вышивки давали мастерицам наблюдения над окружающей природой и произведениям других видов искусства. Это, например, саккос митрополита Дионисия (1583 г.), шитый в кремлевских мастерских по приказу Ивана Грозного. Саккос – из редчайшего золотного турецкого атласа – украшен жемчужным шитьем, в котором узор в виде звездочек-снежинок сочетается с каймой из «византийской плетенки».

Надписи в шитых изделиях имели не только смысловое значение, но играли и художественную роль. Вышитая на кайме надпись создавала своеобразную рамку для изображения, законченность всей композиции. Мастера - словописцы старались сделать надпись как можно красивее, буквы соединялись одна с другой, как бы «вязали». Такая вязь смотрелась нарядным узором.
Золотное шитье XVII в. отличает вкус к пышности, стремление к сложной узорности, задача передать вышивку в виде металлической поверхности – все это свойственно всем школам этого периода, начиная от Годуновской (конец XVI – начало XVII) и до провинциальных мастерских, которые подражали царским и столичным произведениям. Шитая вещь уже явно подражает металлу – золоту, а обильная отделка жемчугом и драгоценными камнями делает ее скорее ювелирным изделием.

Изображение

Своеобразным направлением русского искусства в XVII в. явилось стремление в шитье подражать золотым окладами и дорогим привозным тканям. Узоры заимствовались из восточных или западноевропейских тканей. В музеях Кремля сохранилось несколько фрагментов вышивок, имитирующих драгоценные ткани. Среди них – полоса черного бархата с вьющимися по нему стеблями и плодами граната, шитыми золотыми и серебряными нитями. Вышивка имитирует турецкий золотный бархат XVII в. Выполнение таких тканей стоило тогда значительно дешевле, чем приобретение драгоценных заморских тканей.

Ведущей становится мастерская «именитых людей» Строгановых – солепромышленников, купцов, крупнейших землевладельцев. Из простых людей они поднялись до звания «гостей» (членов высшей, привилегированной корпорации купцов). Возникновение искусства лицевого шитья в Сольвычегодске связано с именем Никиты Григорьевича Строганова. Все шитые работы были его вкладами не только в их домовые храмы в Сольвычегодске и пермской области, но и поступали в крупнейшие храмы и монастыри по всей Руси.
Строгановские мастерские существовали с конца XVI в. и до начала XVIII в. Это была последняя школа подобного масштаба, во многом определившая развитие лицевого шитья в XVII в., которое было тесно связано со средневековым мировоззрением и с самим укладом жизни. Поэтому история лицевого шитья, несмотря на попытки его возрождения, закончилась в начале XVIII вв.

Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии: те же типы Божией Матери, евангельских сцен, ветхозаветных композиций. Греческие художники, попадавшие на Русь, привозили с собой книги образцов (на Руси до XIV в. не было бумаги, пергамент – дорог), с которых русские мастера делали копии (списки). Так можно объяснить быстрое распространение иконописи в Киевской Руси.
Образцами (прорисями) пользовались и Рублев, и Дионисий. Но их отношение к образцам было более свободным, чем в XVI – XVII вв., когда церковь и государство установили централизованный контроль за иконописью. В XVII в. начали появляться собрания выполненных на бумаге прорисей (иконописные подлинники), – и это стало законом.



Известны памятники золотного и лицевого шитья, которые являлись вкладами великих князей, царей, князей и бояр в различные монастыри. Например:
- пелена св. Кирила Белозерского, вклад великого князя Василия III и Саломонии Сабуровой в Кирилло-Белозерский монастырь. Это – моление о «плоде чрева», с которым великий князь Василий III и его жена Саломония Сабурова ездили по монастырям.
- покров св. Кирилла Белозерского, 1553 г., вклад царицы Анастасии Романовны: болезнь Ивана Грозного, смерть младенца Димитрия;
- «въздух большой» ,1565 г. – вклад старицы Евдокии (Евфросинии Старицкой) в Кириллов монастырь.
- надгробный покров св. Кирилла Белозерского царицы Марии Нагой (вклад 1592 г. по царевиче Димитрии в годовщину его смерти). В это время Мария Нагая была уже старица - инокиня Марфа Никольского монастыря на Выксе;
- пелена «Великомученица Ирина» к. XVI в., - вклад царицы Ирины Федоровны Годуновой;
- воздух «Спас во гробе» и 2 покровца - «Се Агнец» и « Богоматерь Знамение» - вклад 1654 г. И. А. Голицина в Кирилло-Белозерский монастырь по шурину Телятев- скому.
- воздух «Положение во гроб», 1644 г., - вклад Ф.И.Шереметьева в Афанасьевский монастырь в Москве.

– Из чего делали материалы?

Во всех дошедших до нас произведениях были использованы дорогие привозные материалы: шелковые ткани, золотные, серебряные и разноцветные шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные дробницы, а позднее – канитель, поэтки, трунцал.

– Как готовится рисунок для шитья?

Высокие художественные достоинства произведений, наличие на них прекрасно выполненных литургических и вкладных надписей говорит об участии в их создании кроме мастериц-вышивальщиц профессиональных художников, упоминаемых в исторических документах XVI – XVII вв., где встречаются имена знаменщиков сюжетных изображений, знаменщиков-орнаменталистов («травщиков») и знаменщиков –«словописцев». Рисунок делался либо сразу на ткани, либо переносился методом «препороха». В настоящее время используются канонические прориси, рисунок с которых переносится иногда вышеуказанным способом, но чаще – с использованием копировальной бумаги, тонкого шила или иглы, а также - стола со стеклянной столешницей и лампы.

Изображение

– Можно ли повторить нитками то, что так сложно повторить красками, как это достигается?

Действительно, трудно представить, чтобы шитая нитками работа могла бы быть на уровне работ великих мастеров кисти и красок. Но следует посетить ризницу Троице-Сергиевой Лавры, Патриаршие палаты московского Кремля, Новодевичий монастырь, Русский музей и многие другие, чтобы убедиться в том, что памятники лицевого шитья на Руси являются художественными шедеврами. В последние десятилетия XX века возникло стремление возродить старинное искусство, и теперь на ежегодных выставках можно увидеть много замечательных работ золотного и лицевого шитья, где бывают представлены работы со всех концов страны. Надо иметь в виду, что «живопись иглой» имеет определенные отличия от иконописи, например, в XVI в. лик шился двумя тонами, мало отличающимися один от другого, но имеющими определенные границы (полутон). В шитье полутон не растушевывается (как в иконописи), а имеет определенные границы, приобретая вид полос более темного цвета. Попытки полностью подражать иконе с ее плавными переходами из тона в тон были сделаны в некоторых мастерских, создававших вышивку не ручным, а машинных способом. Эти попытки потерпели неудачу, их авторам пришлось обратиться к канонам лицевого шитья.

Больших высот достигло искусство вышивки шелковыми нитками и мулине светских работ. Есть мастерицы, которые повторили нитями шедевры Шишкина, где сосновый лес наполнен солнцем, и играет каждая травинка; Леонардо да Винчи - Дама с горностаем, где переливается тончайшими оттенками шелковистый мех зверька и тонкая ткань одежды; натюрморт старинной серебряной посуды неизвестного художника, - понять, что это не краски, а нитки можно, только приблизившись вплотную к работе. Можно перечислять еще очень много – это и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и т.д. – и радоваться тому, как талантлив наш народ.
Если в древности работа мастериц в светлицах и монастырских мастерских была их основным трудом, то посмотрите, как наша современница совмещает работу, подработку, заботу о семье и детях, учебу и кропотливый труд шитья! Сколько терпения, упорства стоит за этим кажущимся со стороны немудреным занятием. Достаточно сказать, что вышить один квадратный сантиметр золотом или шелком составляет 1-2 часа. Есть мастерицы, для которых это единственный путь содержать семью, другие шьют во славу Божию для храмов, как моление о здравии, устроении жизни, упокоении своих близких.

– Шитье – это просто шитье или ему должна предшествовать определенная подготовка?

В отличие от работы иконописца или художника возможность приступить к обучению золотному и лицевому шитью не предполагает наличие у учащихся специальных талантов. Освоение техники шитья - долгий и кропотливый труд, требующий терпения и целеустремленности, и при наличии этих качеств ею может овладеть каждый. Но чтобы шитье не было ремесленничеством, нужны знания в более широком плане. Это и освоение символов в иконописи, в том числе, понимание символического значения цвета, это и знание истории развития некоторых направлений и школ (мастерских), знание и умение анализировать содержание и художественные особенности памятников лицевого шитья, – и многое другое. Все это по мере возможности осваивают учащиеся в процессе учебы.

– Какие элементы и этапы самые сложные, какие вообще есть этапы у шитья?

Здесь мы поговорим о работе над образом святого. Рассказывая о схеме работы, я остановлюсь только на основных технических этапах, подразумевая, что, безусловно, человек должен прежде хорошо изучить житие этого святого и молитвенно обращаться к его помощи.
После того как по благословению батюшки человек приступает к шитью образа, следует ряд подготовительных этапов. На натянутую на пяльцы подтонированную ткань переносится рисунок с прориси. Затем его следует обшить шелковой нитью по контуру, прошить черты лика. Должно быть продумано, в стиле какой эпохи будет выполнена работа. Одной из самых сложных задач является подбор цвета шелковых и золотных нитей, которые должны сочетаться между собой и с цветом ткани, на которую будет перенесена потом работа. Поэтому делается ряд пробных образцов, на которых отрабатывается выбор как нужных тонов золотных и шелковых нитей, так и виды прикрепов и цвета нитей для них. Порядок выполнения образа таков: сначала шьется все доличное - фон (свет), нимб, облачение, ландшафт и архитектура, если они есть, - затем шьется личное. Наконец, работа должна быть поименована, проклеена с обратной стороны и после просушивания перенесена на красивую шелковую или бархатную ткань.

– Как долго существует Ваша школа, много ли выпускников, что делают выпускницы, где работают?

Первые занятия в группе золотного и лицевого шитья проводились в начале 90 –х годов, тогда ощущался какой-то особенный энтузиазм, подъем духовной жизни и большая тяга прикоснуться к одному из прекрасных видов церковного искусства. Причем возрастной разброс был довольно широким: в группе могли заниматься вместе 14-15 - летние школьницы, и женщины, у которых была работа, семья и послушание в храме. Соответственно, разные пути и после окончания курса: кто-то из девочек поступил в Свято-Тихоновский университет на соответствующий факультет, кто-то, сочетая работу, семью и т.д., шьет для храма и в дар близким, кто-то решил продолжать образование в этой области.

– Где и как часто проходят занятия, как они строятся, только шитье или что-то еще?
Изображение

Из истории древнерусского лицевого шитья известны многие мастерские XV – XVII вв., из которых вышли замечательные работы художественного шитья. Это мастерские Вознесенского монастыря Московского Кремля: княжны Анны – дочери вел. князя Ивана III, великих княгинь Марии Борисовны, Софьи Палеолог и Саломонии Сабуровой, цариц Анастасии Романовны, Ирины Годуновой, удельной княгини Евфросинии Старицкой, «именитых людей» Строгановых и многие другие. Каждая из них имела свои особенности, свой стиль и характер. В программу обучения входит изучение памятников лицевого шитья различных эпох и их характерные черты. Проводится ряд занятий по рисунку (копирование образа), по разработке светотени на прориси, изучается наиболее яркие моменты из истории древнерусского шитья.
Занятия по технике шитья включают в себя обучение работе с золотной нитью и шелком, освоение основных видов прикрепов, начиная с древних, XIV-XVвв., вышивку креста, изготовление ленты-закладки для Евангелия с крестом или серафимом, пасхального яйца с вышивкой. Особое место уделяется освоению атласной глади шелком, проработе лика. Как правило, на втором году обучения группа приступает к коллективной работе – это может быть комплект покровцов, пелена или плащаница. Индивидуально – образ Пресвятой Богородицы, образ Спасителя или одного из святых. Программа обучения включает в себя работу с жемчугом, трунцалом, канителью, стразами, шнурами, галунами, бахромой, использованию таких тканей как шелк, атлас и бархат.

Изображение
Аватара пользователя
grunja
Администратор
Администратор
Сообщения: 27625
Зарегистрирован: 03 сен 2010, 02:18

Re: Золотное шитье

Сообщение grunja »

Золотное шитье - это вышивание металлической нитью. Таким образом шьется доличное - фон, нимбы, крылья ангелов, в некоторых случаях одежда, складки одежды…
Лицевое шитье - это шитье ликов, шитье открытых участков тела.
На Русь золотное шитье пришло вместе с христианством из Византии, поэтому основой для формирования русского церковного шитья послужили византийские культура и искусство. В Византии вышивали только золотом. На Руси первые вышивки тоже делались только золотыми нитями, но по причине высокой цены, постепенно золотые нити стали заменяться металлическими. Самые дорогие вышивки выполнялись позолоченным серебром. Поэтому с 16 века шитье стало называться не золотым, а золотным.
Русское церковное шитье сложилось стилистически и стало известно за пределами Руси уже к 12 веку. Но есть также сведения, что в 11 веке в Киеве существовала школа шитья и тканья.
Самыми первыми вышитыми иконами были хоругви. Тогда же шились и пелены. Подвесная пелена - это обычно повтор той иконы, под которую она шилась, но все же это не было обязательным условием. В описи Сольвычегодского Благовещенского собора упоминается: "Пелена образовая пречистыя Богородицы Владимирския, что в киоте стоит у царских дверей, вышито Успение Богородицы".
Как в иконописи, так и в золотном шитье существуют исторически сложившиеся школы, имеющие свои индивидуальные стилистические особенности.
Это новгородская школа, суздальско-владимирская школа, московская… Формирование их приходится на 15-16 века - период расцвета церковного шитья.

Новгородская школа сложилась, когда Новгород вел активную торговлю с ганзейским союзом. Новгородские мастерицы вышивали преимущественно шелком, причем в шитье, например, одежды проходило до пяти оттенков одного цвета.

Основной стилистической особенностью суздальско-владимирской школы является использование для шитья контуров шелка красного цвета, отчего работы имеют рыжеватый оттенок.

Московская школа - это строгость цвета, аскетичность…
К созданию шитых произведений дополнительно привлекались такие мастера, как знаменщики, словописцы, труд которых необходимо было оплачивать, кроме того, в церковном шитье использовались исключительно драгоценные материалы (драгоценные камни, жемчуг…), шелка и ткани были привозными. По этим причинам такой вид искусства был очень дорогостоящим, и заниматься им могли только в высших слоях общества, а также в крупных монастырях.
Аватара пользователя
grunja
Администратор
Администратор
Сообщения: 27625
Зарегистрирован: 03 сен 2010, 02:18

Re: Золотное шитье

Сообщение grunja »

Древнерусское искусство. История церковного шитья.


С принятием христианства Русь усваивает основы византийской культуры во всех ее проявлениях. Это является исходным положением для оценки становления русского церковного искусства. Но сам процесс взаимодействия Византии и Руси следует рассматривать как длительный и противоречивый.
Находясь в постоянных политических и церковных взаимоотношениях с Византией широко черпая творческие импульсы и профессиональные навыки в ее культуре, Русь последовательно отстаивала политическую независимость и культурное своеобразие.
Характернее всего это сказалось в церковных взаимоотношениях. Дважды в течение 11 - 12 столетий русский митрополичий престол занимал исконно русский иерарх, избранный и поставленный собором русских же иерархов. В то же время Русь активно участвует в духовной (церковной) жизни Византии, проявляя интерес в самые острые моменты споров и идейных изысканий.
Что же касается художественной культуры как непосредственного отражения духовной жизни народа, то тут процессы взаимодействия глубже и сложнее. Сам отбор идейного и культурного наследия Византии был сделан столь тонко и глубоко, что определил едва ли не на века дальнейшие пути развития культура и духовной жизни Руси вплоть до настоящего времени. Из многочисленных и разнообразных задач византийской христианской культуры, была выбрана ее основная цель - "воспитание внутреннего человека", а отсюда постоянная обращенность к внутреннему миру с целью его (человека) очищения и совершенства.
Именно это было главным, что выбрала для себя и прочно усвоила в практике своей художественной культуры Древняя Русь.
Но собственно "учительная", точнее "воспитательная", сила изобразительного искусства, обращения к "внутреннему человеку", сказалась преимущественно в иконе.
Догматическая сторона богословия иконопочитания, серьезнейший вопрос отношения иконного образа "к первообразному" были сразу и несомненно приняты русским религиозным сознанием, но не эта сторона оказалась главенствующей в иконопочитании в средневековой Руси, а ее духовная содержательная сторона.
Отцы 7 вселенского собора провозгласили икону "книгою для неграмотных", содержательность ее приравняли к Священному Писанию, утверждая, что "как слово в слогах, так и изображения в чертах и красках свидетельствуют об одной и той же истине". Именно в таком своем качестве - наглядности, познанию степеней духовного совершенства, меры достигнутого - икона была призвана осуществить свою воспитательную роль.
Эта роль изобразительного искусства осознавалась давно, но как непосредственная и основная задача "воспитания внутреннего человека", она возникла именно в процессе борьбы с иконоборчеством и была поставлена перед иконописанием сразу же после победы иконопочитателей.
Русская икона - уникальна. И уникальность ее главным образом в тех особых формах, которые либо сложились только на Руси ("высокий" иконостас), либо обрели особую популярность и дальнейшее развитие своих форм (житийные иконы). Житийные иконы - это возможность рассказать о конкретных фактах жизни святого, которые превращаются в своего рода "лествицу духовного восхождения", а в среднике - образ достигнутого совершенства.
Шитье в искусстве Древней Руси занимает особое место. Оно имеет глубокие многовековые традиции и в своих истоках восходит к народному творчеству.
Искусство вышивки было распространено на Руси необычайно широко. Прилежание женщины к рукоделию почиталось за особую добродетель. И с принятием христианства на Руси осваиваются и развиваются наряду с издревле существовавшим орнаментальным шитьем, и шитье изобразительное, или лицевое, отображавшее библейские или евангельские сюжеты, лики святых и сцены их житий; применявшиеся в основном в церковном обиходе. Для изготовления одежд священнослужителей, подвесных пелен под иконы, покровов для алтарных престолов и гробниц святых, завес для Царских Врат, покровцов и воздухов на священные сосуды, хоругвей, плащаниц, походных иконостасов. Произведения древнерусского шитья создавались в боярских и царских светлицах, в монастырских келиях… История донесла до нас имена, связанные с традицией церковного шитья, как Софья Палеолог, Елена Волошанка, Анастасия Романовна, Мария Тверская, Аграфена Константинова, мастерские Старицких, Годуновых, Романовых, Строгановых. Часто над одной вещью работали сразу несколько мастериц. Вообще создание произведения лицевого шитья являло собой пример соборного труда, в котором принимали участие кроме вышивальщиц и иконописцев - знаменщики, делавшие рисунки на бумаге и переводившие их на ткань, и словописцы, обрамлявшие текстами молитв и вкладными надписями средник композиции, в создании шитых предметов принимали участие такие известные иконописцы, как прп. Андрей Рублев, Дионисий.
Фоном для лицевого шитья, как правило, служила дорогая шелковая ткань: гладкая тафта, атлас или узорчатая камка. Разнообразие материалов и всевозможных сортов золотных нитей (пряденые, сканые, волоченные, канитель, трунцал, бить; речной жемчуг, самоцветы и разнообразной формы золотые и серебряные дробницы), многообразие технических приемов, продуманная в соответствии с иконописным каноном и безупречным художественным чутьем композиция и цветовая гамма и, конечно, молитвенный подвиг мастериц создавали произведения, вызывавшие очень сильное эмоциональное впечатление.
Расцвет церковного изобразительного искусства приходится на 14 - 15 века. И это не случайно. Занятие церковным шитьем в Древней Руси поддерживал и питал сам образ жизни, пронизанный православным сознанием.

Рукодельные светлицы в знатных домах своим укладом мало отличались от монастырских мастерских. Наши предки ничего кроме красоты Божиего замысла, спасающего мир не искали. Источником вдохновения служила молитва. Среди памятников шитья этого периода особенно интересны произведения лицевого шитья. Покров с изображением Антония Печерского (конец 15 века) несет в себе черты, свойственные произведениям этого столетия. Нет сомнения, что в его создании принимал участие прекрасный иконописец. Пропорции шитых фигур, их динамика сходны с иконописной манерой. Именно близость к иконописи является характерным признаком шитья 15 века, это прослеживается и в выборе цветных шелков.

К работе столичных вышивальщиц можно отнести пелену первой половины 16 века с изображением Николы Можайского. Пелены, по русскому обычаю, подвешивались к почитаемым иконам, и изображения, выполненные на них нередко повторяли живописную композицию. Шитье пелены "Никола Можайский" отличает высокая техника исполнения и гармоничность цветового решения. Изображение святого вышито толстым крученым шелком в "прикреп". Его лик шит "в раскол" по форме. Шитье золотными нитями использовано лишь в нимбе и для декорировки деталей одежды.
Для большинства образов 15 - начала 16 веков характерны нравственная цельность, спокойствие. Технические приемы однородностью и простотой швов. В дальнейшем же печать постепенного угасания духовного подъема ложится и на церковное шитье. Уже во второй половине 16 века в шитых предметах сокращается количество цвета, появляется увлечение золотом, серебром, жемчугом. Цветной шелк используется теперь, в основном, в шитье ликов и для закрепления золотных нитей. Особое развитие получило шитье золотом и серебром "в прикреп" повышенной сложности. Позднее цветные прикрепы, создающие красочные нарядные узоры, светлыми, невидимыми для глаза, что можно наблюдать на пелене 1640 -1642 годов. Исполненная на ней композиция Успения достаточно традиционна и восходит к памятникам 15 века. Однако, повышенная оживленность персонажей, разнообразие и некоторая многословность жестов вносят в это произведение своеобразный оттенок, отвечающий духу времени.
С применением более дорогих материалов и усложнением технических приемов, с появлением большей декоративности, графичности и орнаментальности в изображениях утрачивается ранее характерная идеальность и просветленность внутреннего состояния.


Изображение
Клобук митрополита Ростовского Ионы Сысоевича. Сольвычегодск 1665 г.


Среди произведений 17 века привлекает внимание клобук ростовского митрополита Ионы III, вышедший из мастерских известных северных солепромышленников Строгановых (вклад Дмитрия Андреевича и Григория Дмитриевича Строгановых в ростовский Успенский собор). Круг произведений, связанных с этой фамилией, настолько обширен, что позволяет говорить об определенном стиле Строгановского шитья. Его отличает безукоризненное мастерство исполнения, поразительное разнообразие швов, образующих сложные узоры, а также толстые, шитые "по веревочке" серебряные контуры фигур и складок одежд.

Изображение
Поручи. Вторая половина 17 века.

Искусство древнерусских мастериц ярко проявилось как в лицевом, так и в орнаментальном и жемчужном шитье. Жемчугом богато украшали не только роскошные парадные одеяния представителей знати, но даже праздничные крестьянские одежды, поскольку он в большом количестве добывался в реках русского Севера. Широко использовался жемчуг как местный, так и привозной, морской, для украшения облачений духовенства. Жемчугом обнизывали на изделиях контуры фигур святых, вышивали разнообразные орнаментальные узоры, часто дополняемые сверкающими самоцветами.
Постепенное угасание духовного подъема прослеживается и в иконописи. Состояние иконописания тревожит умы правителей и иерархов. Созываются соборы, принимаются постановления, иконописцы побуждаются обращаться к иконным традициям, писать, как "писали древние живописцы", в качестве образца признается творчество Андрея Рублева.
Но ни Стоглав, ни прочие соборы 16 - 17 столетий не могут воскресить былое совершенство русской иконы. Не могут по двум причинам: иконописание перестало быть "умным деланием", творчество иконописца не питается больше деятельным учением Св. Отцов, не подкрепляется богословской мыслью, перестает обращаться к духовному естеству человека, теряет свою учительную способность.
В 18 - 19 веках происходит упадок церковного искусства. Внешняя украшенность храмовой утвари не всегда соответствует ее символическому и богослужебному смыслу. В предметах этого периода практически отсутствуют композиции с шитыми ликами, само шитье серебром и золотом стремится к подражанию ювелирных техник. Октябрьская революция (большевистский переворот) тоже не способствовала развитию этого вида искусства. Хотя абсолютного забвения церковного рукоделия не произошло.
В современных женских монастырях из поколения в поколение передаются навыки шитья. Но и в миру древнее искусство находит все больше и больше приверженцев. Для современного церковного шитья характерно отсутствие единой школы; соборный ранее труд стал более индивидуальным. Большинство мастериц учится на собственных ошибках, по крупицам накапливая опыт, ориентируясь на разные эпохи, скудные сведения из книг.
Одним из новых наметившихся направлений церковного шитья является "живописное" лицевое шитье, близкое к иконописи, или вышитая икона. Проблематика этого направления скорее кроется не в отсутствии материалов, адекватных древним, а в тех требованиях, которым должна соответствовать создательница вышитой иконы. Помимо высоких технических навыков, она должна обладать и внутренней духовной жизнью, иметь художественный вкус и знать иконописный канон, обладать навыками рисования, чтобы делать прориси. Для того чтобы икона была окном в духовный мир и служила средством общения между верующим и Богом, а не между зрителем и художником, нужна скромность и дисциплинированное воображение, не привносящее в образ никаких личностных толкований. Необходимым условием здесь должно стать благоговейное отношение к святыне.
Аватара пользователя
grunja
Администратор
Администратор
Сообщения: 27625
Зарегистрирован: 03 сен 2010, 02:18

Re: Золотное шитье

Сообщение grunja »

Для того, чтобы вышить изделие в технике золотного шитья нужна прорись.
Прорись - это контурный рисунок в один (чёрный) или два цвета (чёрный и красно-коричневый) , сделанный для вышивания или последющего написания иконы.
Как пользоваться прорисью? Рисунок, который вы хотите вышить (орнамент, или лицевое изображение) переводиться на тонкую кальку, после чего с кальки рисунок аккуратно сводится на ткань.

Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение

Изображение


Шитье золотными нитями существенно отличается от обычного вышивания. Шитье металлическими нитями в основном одностороннее. То есть золотная нить прикрепляется к лицевой стороне изделия стежками, выполненными шелковой нитью, которые образуют определенный узор ("клопчик", "ягодка", "городок"…). Шитье может выполняться по настилу, по веревочкам.
Также существует способ шитья золотной нитью по карте. Из специального плотного картона вырезается фрагмент узора и прикрепляется на ткань. Металлическая нить прикрепляется в таком случае по контуру рисунка.

Примеры шитья

Пример шитья по карте
Изображение
Изображение


Пример, где используется шитье канителью

Изображение

Пример шитья золотной нитью "в прикреп". "Городок с ягодкой".
Изображение

Пример шитья "в прикреп" по настилу. "Клопчик в 3 нити".
Изображение

Пример шитья "в прикреп" по веревочкам. "Клопчик в 2 нити"
Изображение


Способ шитья "в лом".
- Без настила.
- По настилу.
Изображение


Способ шитья по веревочке.
В основе одна веревочка.
В основе две веревочки
Изображение


Шитье аксамитное - шитье золотной нитью при помощи спицы, которую вкладывали при прикреплении золота для образования петель, и которая затем выдергивалась, оставляя узор, более рельефный, чем остальное шитье.
Скань - нить, спряденная из двух разноцветных шелковых нитей, или из металлической нити с шелком.
Грань - граненая волоченная или пряденая золотая нить.
Бить - узкая металлическая полоска - гофрированная, матовая, блестящая, граненая или цветная.
Канитель - тонкая металлическая проволочка, туго свитая на спице, по удалении которой образуется спираль с пустотой внутри. Разрезается на кусочки по размеру узора и прикрепляется на ткань нитью.
Трунцал - род канители из более упругой металлической проволоки, туго свитой на шелковую нить, составляя с ней одно целое.
Плащики - мелкие фигурные бляшки из золота и серебра. Могли быть выпуклые и плоские, резные, чеканные, с чернью или эмалью.
Дробницы - металлические бляшки, более массивные и крупные, чем плащики. Чаще бывают выпуклые с разными чеканными, чернеными, эмалевыми изображениями и надписями.
Аватара пользователя
grunja
Администратор
Администратор
Сообщения: 27625
Зарегистрирован: 03 сен 2010, 02:18

Re: Золотное шитье

Сообщение grunja »

Русское церковное золотное шитье конца XIX – начала ХХ веков

Русское искусство периода нового времени (период нового времени рассматривается в литературе как время отечественной истории конца XVIII - начала ХХ вв.) имеет свои особенности, связанные с историческими событиями, общественной жизнью и модой. Со времени ломки древнерусского общества Петром I и ввода им западных форм общественной жизни, возник барочный стиль в русском церковном искусстве (барочный стиль – XVIII – начало XIX вв.). Соответственно художниками того времени владело стремление к созданию церковных памятников с элементами барочных мотивов, и церковные власти особо этому не препятствовали.
В перио д правления от Александра I до Николая II в русском искусстве нового времени господствующим является неорусский стиль (середина XIX – начало XX вв.) В этом стиле выполнены рассматриваемые ниже предметы шитья. В этот период также появились так называемые неовизантийский, русско-византийский стили, широко применяемые в церковном искусстве.
Появление этих направлений в церковном искусстве было тесно связано со стилем модерн, входившим в то время в моду, от которого человеку того времени со своими жизненными установками и привычками было трудно отказаться.
В конце XIX – начале ХХ веков церковная утварь, ткани изготовлялись уже преимущественно на фабриках. Фабрикантов церковной утвари в Москве и Петербурге было достаточно много. Шитьем церковных тканей занимались на фабриках купцов Оловянишниковых, в Строгановских мастерских; производством золотных нитей занимался также известный актер и преподаватель актерского мастерства Станиславский.
Промышленность этого времени была механизирована лишь частично, чаще использовался ручной труд наемных рабочих. Ткани все еще изготовлялись почти ручным способом. В них часто применяются отдельные золотные и серебряные нити, предназначенные для шитья вручную. Вотканные в материал, они производят впечатление как бы вышивки по ткани. Во многих тканях того времени можно видеть интересное сочетание техник узорного ткачества, получить которые на современном оборудовании почти невозможно. Для производства церковных парчовых и бархатных тканей продолжали использовать старые станки Жаккара, в то время, когда вся мануфактурная промышленность переходила на механизацию. Это делали сознательно, поскольку на новых машинах выделка таких тканей становилась уже невозможной.
Изделия церковного назначения имеют признаки поточного, фабричного производства: небрежный крой, небрежное шитье и неаккуратную сборку – вещи старались делать быстрее и больше по количеству. Но, несмотря на фабричное производство, все золотное шитье и украшения тканей выполнены вручную.
Церковное шитье этого времени характеризуется большей частью двумя техниками: золотным кружевоплетением, шитьем по карте (картону). Лики, за очень редким исключением, выполняются в технике масляной живописи. Широко используются различные декоративные материалы (бахрома, галун, шнур…).
Аватара пользователя
grunja
Администратор
Администратор
Сообщения: 27625
Зарегистрирован: 03 сен 2010, 02:18

Re: Золотное шитье

Сообщение grunja »

Что такое золотное шитье?


Что такое золотное шитье? Золотное шитье – древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было всего два – три процента золота. Поэтому декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.


Искусство вышивки золотыми нитями зародилось на Востоке, принято считать, что к нам оно пришло более тысячи лет назад. Своего расцвета золотное шитье достигло именно на Руси, в XV – XVI веке.
Что такое золотное шитье? Секреты мастерства передавались по наследству из поколения в поколение, и не каждая мастерица могла овладеть искусством сложнейшей вышивки. Со второй половины XIX века золотное шитье становится народным промыслом, создаются артели вышивальщиц. Золотыми нитями расшиваются пояса, сафьяновая обувь, женская одежда, головные уборы, изделия вышиваются по заказу и просто на продажу. В монастырях золотом расшивают предметы церковного обихода. Лучшие вышивальщицы украшали узорами парадную одежду для царской семьи.


Известно несколько разновидностей техники золотного шитья, но все объединяет одна особенность – нити крепились поверх тканей, особая фактура нитей диктует и особую технику шитья. Мастерицы шили вприкреп, золотная нить не протаскивалась сквозь ткань, а закреплялась на лицевой стороне с помощью различных швов шелковыми нитями в тон основной нити или же наоборот, контрастной нитью. У одних изделий поверхность была плоская, нити располагали в разных направлениях и так создавался эффект золотого блеска. Другие изделия имели выпуклую поверхность – на ткани закреплялись фрагменты узора, вырезанные из бересты или картона, и обшивались золотыми нитями.
Что такое золотное шитье? При шитье вприкреп нить укладывается на лицевой стороне ткани вертикальными рядами вплотную одна к другой. Закрепляется при помощи вспомогательной нити поперечными стежками. Регулируя расстояние между ними, получают геометрический орнамент, который образуется на фоне золотной нити. Эти орнаменты и называются швами шитья в прикреп. У каждого из них есть несколько разновидностей и свое название – «перышко», «черенок», «городок», «ягодка». Кроме золотистой нити для швов в прикреп используют и цветные,


Что такое золотное шитье? Золотом шили по бархату, шелку, парче и по плотным, суровым тканям, подложка делалась из холста. Ткань выбирали в зависимости от узора. Если он был сплошным и покрывал всю поверхность ткани, то ткань – основа подбиралась плотная, если же золотом вышивались только узоры, то использовали шелк, бархат или парчу, и ткань подбирали и по фактуре и по цвету. Кроме нитей в золотном шитье используют канитель для орнамента или для обводки контура узора, жемчуг и драгоценные камни для украшения изделий.


Золотное шитье очень тонкая и кропотливая работа, мастерице требовалось несколько месяцев, а то и больше года, чтобы закончить изделие. Лучшие образцы и сейчас хранятся в музеях, в Эрмитаже можно увидеть парадное платье Екатерины II.
Аватара пользователя
grunja
Администратор
Администратор
Сообщения: 27625
Зарегистрирован: 03 сен 2010, 02:18

Re: Золотное шитье

Сообщение grunja »

:ro_za:
Шитье золотом.jpg
Шитье золотом.rar
(6.13 МБ) 73 скачивания
Шитье золотом2.rar
(8.61 МБ) 75 скачиваний
Аватара пользователя
grunja
Администратор
Администратор
Сообщения: 27625
Зарегистрирован: 03 сен 2010, 02:18

Re: Золотное шитье

Сообщение grunja »

Невероятной красоты работы, выполненные в технике золотного шитья от Маши Назаркиной

Изображение Изображение
Ответить

Вернуться в «Вышивка»